Пресса
АРТИСТ НЕ ДОЛЖЕН ЗАИГРЫВАТЬ С ВЛАСТЬЮ. Газета БИЗНЕС-АРС (Май 13, 2011)
- Олег, в твоём дальневосточном туре Арсеньев смотрится, как какая-то ошибка…
- Нам так не кажется. И концерт в Арсеньеве нам понравился. Наверное, у организаторов это был первый опыт привоза артистов из Москвы, поэтому, возможно, и не было много публики. Может, люди до конца не верили, что мы приедем, может, здесь просто нет привычки слушать такую музыку.
Для меня это был волнительный концерт, потому что он проходил на родине. Пришла моя мама, пришли друзья, одноклассники. Думаю, через год мы всё повторим. Наш новый альбом – двойной, сейчас вышла первая часть, через год выйдет вторая. Так что обязательно приедем и презентуем свою музыку.
- В Интернете тебя называют одним из самых оторванных от моды музыкантов. Это так?
- В России нет музыкальных тенденций, нет моды. Что ты делаешь, то и модно, собственно говоря. Я хочу записать рок-альбом — я его записываю, хочу танцевальную пластинку с электронными вещами — могу и такое сделать, и для меня это будет сегодня модно. А так как я сам себе саунд-продюсер, то и выбираю любой стиль, несмотря на веяния.
- Получается, ты — разноплановый музыкант?
- Для меня главное, чтобы в песни была мелодия, был смысл, какой-то месседж – послание людям. Что касается нового альбома, мы на концерте играли разные вещи с моих разных пластинок.
- Насчёт месседжа. У тебя есть песни на английском, но в школе ты изучал немецкий. Насколько сложно выразить словами что-то на таком не родном языке?
- С английским у меня всё в порядке, потому что в детстве я слушал много английской музыки, вырос на «Битлз». Вот у Владимира Якимова был японский сборник песен «Битлз», он мне сделал фотокопию, и так я изучал тексты. Вообще, у меня никогда не было цели писать песни на английском, но у меня есть друзья за границей, есть люди по всему миру, которые слушают музыку, качая её из Интернета, поэтому иногда я записываю песню на английском языке. Но в основном я пою на русском, потому что публика должна понимать то, о чём поёт человек.
- Вы играете, в основном, в клубах?
- Как правило, да. И концерт в Арсеньеве отличался как раз тем, что это был концерт в зале. В клуб люди приходят выпить пива, пообщаться, повеселиться. Концерт в зале нечто более академическое. Мы немного поменяли программу для Арсеньева, добавили медленных песен, где важнее текст, а не драйв какой-то.
- Где больше нравится играть?
- Это разное удовольствие. В клубе как-то более тесный контакт с публикой. Ты стоишь на сцене, и тут же рядом кто-то танцует, и может бросить на тебя недовольный взгляд. Бывает и бутылками забрасывают артистов, но это на пивных фестивалях, где мы не выступаем. В зале всё немного другое. Люди СЛУШАЮТ музыку. И для восприятия музыки зал лучше.
- В Интернете в разделе пресса последнее упоминание о тебе заканчивается 2005 годом…
- А в этот момент закончилась музыкальная пресса. Нет никакого авторитетного музыкального журнала. Если вы откроете «Роллинг Стоун», то увидите обычный журнал для мужчин. Практически про музыку там ничего не осталось: светские новости, реклама, про кино. Все переместилось в Интернет на самом деле.
- Как тебе Арсеньев? Часто бываешь в родном городе?
- Бываю с частными визитами. Мой сын проводит каждое лето здесь у моей мамы. И во все свои приезды во Владивосток, я конечно, приезжал домой.
- Как мама относится к твоему творчеству?
- Естественно, хорошо. Все мои пластинки у неё есть. И она очень обиделась в это раз, что ей не достался мой новый альбом, потому что все копии разлетелись на концерте. Придётся почтой присылать.
- А кто у тебя главный критик? К чьему мнению ты прислушиваешься?
- Да у меня нет каких-то авторитетов. Я сам всегда знаю: получилось или нет. И если песня, по моему мнению, не очень удачна, это не значит, что её не надо вставлять в альбом. Те песни, которые попадают на радио и становятся популярными, тоже мне нравятся. Поэтому у меня нет такой проблемы, как бывает, когда у артиста хитом становится песня, которая потом мучает его всю жизнь. Даже песня «Не случайно» — одна из многих, просто она больше крутилась на радио.
На презентации моего последнего альбома среди публики был Евгений Хавтан из группы «Браво», группа «УмаТурман», «Ундервуд», «Братья Гримм». Когда приходят такие музыканты и выказывают тебе уважение, это, конечно, приятно. Пластинку группы «Браво» я купил, когда мне было 15 лет, и даже предполагать не мог, что к нам придёт Женя Хавтан и будет с нами общаться в гримёрке.
- Олег, когда-то давно, 20 лет назад, мы с тобой сделали в этом городе первый рок-фестиваль. Конечно, это был твой детский опыт, но уже тогда было понятно, что ты — человек талантливый. А сам ты знал, что станешь известной личностью? - Я к этому не стремился. Да, обнаружил в себе какие-то музыкальные таланты и собирался стать однозначно музыкантом. А сейчас… Ну что такое — известен? Когда я иду по Владивостоку, да, меня узнают. Иногда в Москве приходишь из метро домой и читаешь в Интернете на каком-нибудь форуме: «Я видел Чубыкина в метро. Мужик как мужик». У меня не было бешеной популярности. Во Владивостоке был период, когда за нами ходили девочки из фэн-клуба, в подъезде сидели, телефоны обрывали.
- Тяготило?
- Да нет, было приятно, потому что наивно. Жена быстро разобралась с фанатами. Сейчас вообще такое время, когда очень много музыкантов и артистов. И мне кажется, что в данный момент уже невозможно появление группы или артиста, которые стали бы номер один, а вокруг выжженная земля, как с появлением Земфиры. Артистов много появляется интересных и проектов.
- И они в Интернете, как правило…
- Это связано с тем, что телевидение у нас ориентировано на более взрослую аудиторию, особенно центральные каналы. Какая там может быть рок-музыка? И радиостанции меняют формат. Рок-станций в России совсем мало – ну, «Наше радио» и «Радио Максимум». Остальные все крутят советскую российскую попсу. С этим и связано падение интереса к рок-музыке. Если взять Европу, там всё по-другому, там рок-музыка не то чтобы норма, но вечером ты приходишь в паб или в бар, и там играет какая-то группа. Это часть национальной культуры.
- Как ты относишься к высказыванию Юрия Шевчука о том, что «деньги съели в России рок-музыку»? Нет уже у рок-музыкантов никакой гражданской позиции.
- Я полностью согласен с Шевчуком. Он говорит о своём поколении, о поколении музыкантов 80-х годов, которые тогда протестовали против советской власти. А сейчас они стали совершенными конформистами. И дело не в том, что тот же Макаревич ездит за границу и отдыхает на дорогих курортах – да ради бога! Дело в том, что он не должен облизывать власть. Тем более когда человек понимает, что это делается для того, чтобы «Машина времени» была на Первом канале. Это плохой пример для тех людей, которые росли на его музыке. Чисто конформистская позиция.
- Знаешь, как высказался Владимир Шахрин из «Чайфа»: «Я добился всего, ради чего когда-то начинал протестовать. Пусть теперь добиваются другие».
- Что касается Шахрина, у меня к нему конкретных претензий нет, мне кажется, они всегда были такие достаточно аполитичные. Артист вообще не должен заигрывать с властью. Он должен быть или против, или в стороне. Но когда ты участвуешь в предвыборной кампании и стоишь на одной сцене с политиками… Так что Шевчук один из немногих, у кого сохранилась светлая голова в этом смысле.
- А обязательно ли стоять рок-музыкантам на баррикадах? Можно ведь просто иметь внятную гражданскую позицию?
- В моём последнем альбоме есть много песен не то чтобы о политике, а о том, в какой стране мы живём. Я считаю, что у людей должен быть выбор, в том числе и выбор власти. А то, что у нас власть несменяемая, это очень неправильно. Везде должна быть конкуренция. Вот на Дальнем Востоке самые высокие цены на Интернет. Почему? Потому что компания-монополист их сдерживает. То же и в политике происходит.
- Олег, а ты можешь представить, что ты сам можешь стать конформистом?
- М-м… Нет. Наверное, нет. В каком смысле? Будет ли у нас такая власть, которая меня будет во всём устраивать? Я никогда не буду участвовать ни в какой предвыборной кампании. Ни с чьей стороны. Если я вижу, что какие-то вещи происходят в стране, я могу высказать своём мнение. Мне не нравится, что сейчас наше общество сильно зациклено на деньгах и идее потребления. Сегодня успех определяется деньгами. И это ненормально. Богатые люди вывозят своих детей за границу на учёбу, уводят деньги из страны, а нам рассказывают про то, что мы должны быть патриотами. Это опять же лицемерие, и оно очевидно.
Записала Елена СОКОЛОВА. Фото Владимира ЯКИМОВА.
Интервью
- NN-today.ru, 2011
- Popmix.ru, 2011
- «Эхо Москвы», 2011
- «Бизнес-Арс» 2011
- VL.RU 2011
- «Разговорчики», 2008
- «Rolling Stone», 2006
- «Примафиша.ру», 2006
- Журнал «ОМ», 2005
- «Волжский комсомолец сегодня», 2004
- Журнал «Твой»,СПб, 2003
- Олег отвечает на вопросы фэнов, 2003
- «Домохозяйки в восторге», 2003
- Журнал «Дела», Владивосток, 2003
- «Вечерний Клуб», 2003
- «Антенна», Владивосток, 2002
- «Новости», Владивосток 2002