Пресса
НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ. VL.RU (21 февраля 2011)
— Олег, ровно десять лет назад, весной-2001 ты перебрался на ПМЖ в столицу. Во Владивостоке до сих пор любят повторять, что "иностранцы знают три российских города — Москву, Петербург и Владик". Тебе, как прожившему декаду в "златоглавой" и сменившему "400 отелей" по всему миру, есть что сказать по этому поводу? Знают ли Владивосток? и нужно ли Владивостоку, чтобы его знали?
— Когда я за границей говорю, что я из России, это никого не впечатлет. Но стоит уточнить, что из Владивостока — как сразу слышишь "вау, я всегда мечтал проехать по Трансибу!". Я обычно советую путешествовать самолетом, но, как видите, туристический интерес есть.
Во Владике кончается Европа и его будущее связано с интеграцией с Японией, Кореей и Китаем. Пока у меня ощущение что регион по-прежнему на замке. Почему бы, к примеру, не пустить в Кневичи китайских и корейских авиаперевозчиков? Разве было бы плохо иметь возможность за 300 баксов слетать в Сеул или Пекин? Худший вариант традиционной русской политики — это "не пущать". В центре Лондона или Нью-Йорка есть Чайна-таун. Но никто же не переживает что китайцы скупили всю Англию.
Я так считаю, пусть на подготовке саммита унесут даже половину денег, но, может быть, это, наконец, стимулирует интеграцию региона с соседями. И в том числе — культурную. И, уважаемые чиновники, сделайте хоть что-то для своего народа — договоритесь о безвизовом въезде жителей Приморья в Китай и Корею!
— Если достать с полок первые кассеты с песнями "Тандема", потом диски с твоими сольными и продюсерскими опытами, вплоть до новых сборников и альбомов — чувствуется музыкальный "задник", бэкграунд из десятков исполнителей, так или иначе повлиявших на твою музыку. И эти исполнители, сложилось такое впечатление, западные на 90%. Каково было делать настолько "нездешнюю" музыку на самом дальнем востоке самой дальней от Запада страны?
— Ну а мы разве не Запад? Мы ведь тоже европейцы. В рок-музыке есть демократизм и стремление к бунту. Вот если послушать нашу попсу или кондовый русский рок, то вы поймете, насколько это жесткие и застывшие формы. Одни и те же темы, одни и те жи гармонии и каноны. Там невозможен эскперимент и, в конце концов, ведь это разговор о нашей ментальности. Мы консервативный народ, живущий стереотипами прошлого под саундтрек Стаса Михайлова, или нация открытая будущему?
Через лет десять вырастет поколение, свободное от совковых стереотипов и всего этого багажа в духе "Ретро ФМ" и деления на "наше" и "не наше". Владивостокская музыка всегда была свободна от этой среднерусской депрессухи. Даже, казалось бы, такой народный "Иван Панфиlove" — это парень с гитарой в бейсболке и клетчатой рубахе. В нем больше Брюса Спрингстина, чем Кости Кинчева (последний раз я видел Ивана Панфилова 18 февраля на концерте "Алисы" в ДКМ — прим. автора).
Я всегда чувствовал свою дальневосточность и особенность в Москве. Для традиционного русского рока я слишком "западный" и интеллигентный. Для попсы — слишком рокер. А мне нравится, что ко мне не прилипают стили и я могу сделать песню хоть в фолке, хоть в диско. Лишь бы было не скучно. Так что со мной в основном дружат такие же ментальные космополиты. Тут недавно я сводил альбом питерско-владивостокской группе "Точь-в-точь". Так они сказали, что собрали группу, послушав мой альбом "Вельвет". Ну и здорово, что благодаря моей музыке появилась еще одна симпатичная группа.
— А твой новый альбом — что это, какой он? это долгожданный ребенок, это ответ миру от 37-летнего мужчины на какие-то потайные вопросы, это мастер-класс от умелого звукорежиссера и музыканта? или это что-то еще?
— Ну всего по чуть-чуть. Впервые я позволил себе не торопиться и писал материал четыре года. В итоге набралось песен на двойной альбом. Но наши дистрибьюторы не любят двойные пластинки, так что "Новые приключения в стерео" выйдут в двух частях. Первую из них мы презентуем 29 апреля в клубе BSB.
После "Туриста" это возвращение к живому аналоговому звуку. Я понимаю, что это интересно разве что фэнам, но мне было в кайф найти ленту и магнитофон 60-х годов, чтобы звучать как тогда. В конце концов, я ведь занимаюсь этим для своего удовольствия. Так что это гитарный альбом, немного в духе 60-х и немного с привкусом психодела и индийской экзотики.
В альбоме основные две темы. Мир, в котором мы живем — агрессивен, мы больше выживаем, чем живем для радости. Это как будто вы заснули в бунгало на берегу моря, а проснулись в офисе. Здесь в Москве звон денег заглушает все другие песни. Вторая тема — нам нужно вернуть гармонию в своей жизни, и дает ее любовь и осознание того что ты человек, а не объект маркетинговой стартегии. В одной из песен есть строчка про то, что "вид со своего холма нарисуешь только ты". Хватит жить чужими мнениями, выключи телек и попытайся думать сам. Особенно в век, когда информацию заменила пропаганда.
В альбоме есть и политика. Августовская война 2008-го года принесла вреда больше самой России. У нас опять вокруг кольцо врагов, общество заморожено. Весь этот патриотический угар — просто фермент для удержания масс в подчинении, пока группка богачей отсасывает нефтяные миллиарды в оффшоры. Свозите всех этих наших патриотов посмотреть, как живут немецкие или американские пенсионеры. Мозги немного прочистятся.
Может быть, это немного напоминает хипповское барахло, но я действительно остаюсь романтиком. В жизни мне часто попадаются люди, которые посвятили свою жизнь зарабатыванию бабла. Я смотрю на них, снаружи — превосходство, а внутри — опустошение. Мне их жаль. Наверное, я тоже мог бы посвятить жизнь зарабатыванию денег и статуса, чтобы в итоге иметь загородный дом и стоять в пробках по пути на ненавистную работу. Разве для этого человеку дана жизнь? Так что по современным российским стандартам это будет очень несовременная пластинка!
— К разговору о времени. В отличие от 90-х, которые во Владивостоке многие вспоминают с веселым содроганием, 2000-е пронеслись как-то незаметно, и сейчас мы с удивлением оглядываемся — а куда провалились эти десять лет?! для тебя, сочинившего когда-то "Rain, rain", а вслед за ним еще десятки песен, прошлое десятилетие осталось в памяти? чем именно оно зацепило?
— Моя сольная карьера началась в нулевые, и трудно целый кусок своей жизни считать незаметным. Но точно 2000-е — это неуклонное сужение свобод и возможностей. Расcлоение в обществе только усилилось, оптимизма у людей все меньше. Я думаю, народ в глубине души дико ненавидит власть. И все ее ресурсы заточены на поддержание самой себя. Есть их мир — за окнами лимузинов и каменными стенами их поместий. А жизнь остального народа их не волнует. Кинем пенсионерам подачку, чтобы не умерли с голода и молодежи покажем по телеку "Фабрику звезд", как прививку конформизма. Или придуманный скандал с Собчак. Лишь бы народ отвлекался от реальных проблем, безмолствовал и не мешал выкачивать ресурсы.
В 90-е жизнь была тяжелая, но все кипело. Люди проснулись для творческой энергии. А сейчас открыть свое дело — это самоубийство. Пессимизм все отравляет: ты знаешь, что придет мент или бюрократ, и отберет твой бизнес. Сейчас все застыло в каком-то зыбком равновесии, но у нас это всегда затишье перед бурей. По сути, в России было два коротких периода свободы — оттепель 60-х, и бурные 90-е. Я надеюсь дожить до тех времен, когда общество придет в движение. Иначе мы так и останемся колонией. В том числе и культурной колонией, достойной только импортированных сериалов и дебильных подростковых комедий.
— Интернет стал сегодня для молодых музыкантов тем, чем было ТВ в 90-е, но только в десять раз лучше. В нем начинаются головокружительные карьеры, он приносит богатство, он задает моду даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. А что такое Интернет для Олега Чубыкина?
— Интернет как двухликий Янус. С одной стороны это бесплатная площадка, чтобы донести свое творчество. С другой стороны, из-за такой демократичности интернет хаотичен. В нем тонны музыки, миллиарды мнений. В этой глобальной мусорке трудно найти бриллианты. Но это лучше, чем империализм рекорд-компаний доинтернетовской эпохи. И вы знаете — я рад что такие гиганты как EMI и прочие разваливаются. Разве какой-то клерк из рекорд-корпорации должен решать, что вам слушать? Скоро это случится и с радио. Когда у каждого в автомобиле будет интернет, с сетевыми станциями, а значит и с монополизмом в музыкальной индустрии, будет покончено. Дайте нам больше разной музыки!
Что касается меня, то интернет давно стал площадкой для промоушена моего творчества. Я снимаю недорогие клипы или делаю мультфильмы, и это лучшая реклама для песни. Да, запись альбомов сегодня приносит только убытки. Но я уже неожиданно почуствовал, что интернет меняет структуру шоу-бизнеса. Вот сейчас мы делаем тур к выходу нового альбома — Москва, Питер, и несколько дальневосточных городов. Раньше промоутеру надо было идти на радио, тв. А сейчас у него база в 6000 человек в социальной сети, и ему уже не надо тратить деньги на рекламу. Возить артистов становится легче. И это круто!
— Последний на сегодня вопрос. Для человека, жившего во Владивостоке, а после изрядно отметившегося на карте мира, какое море остается главным? Японское? Балтийское? или какое-то еще?
— Я купался во всех океанах кроме Северного Ледовитого. Но ни одно море не пахнет настолько морем как наше.
Беседовал Вилитари Филатов
Интервью
- NN-today.ru, 2011
- Popmix.ru, 2011
- «Эхо Москвы», 2011
- «Бизнес-Арс» 2011
- VL.RU 2011
- «Разговорчики», 2008
- «Rolling Stone», 2006
- «Примафиша.ру», 2006
- Журнал «ОМ», 2005
- «Волжский комсомолец сегодня», 2004
- Журнал «Твой»,СПб, 2003
- Олег отвечает на вопросы фэнов, 2003
- «Домохозяйки в восторге», 2003
- Журнал «Дела», Владивосток, 2003
- «Вечерний Клуб», 2003
- «Антенна», Владивосток, 2002
- «Новости», Владивосток 2002