ALL FOR MUSIC, MUSIC FOR ALL

Пресса

АЛГЕБРА БЕСПОЛЕЗНА. ЖУРНАЛ "ОМ" (НОЯБРЬ 2005)

Олег Чубыкин – музыкальный буддист. И дело даже не в какой-то особой религии, построенной на звуках и догматах. Дело в пути, музыкальном дао, который измеряется не только многокилометровым расстоянием от Владивостока до Москвы, но и состоянием – от радикальных заявлений и культурологических манифестов до абсолютного спокойствия, с которым Чубыкин взирает на сегодняшние процессы в русской музыке. Об окончании Чубыкина-радикала и начале Чубыкина-созерцателя, рассказывает он сам. Специально для журнала ОМ.

- В конце 90-х во Владике была самая интересная сцена в России на тот момент. Публика валила на концерты местных команд, которые звучали очень в стиле Сиэттла. А в Москве все слушали всякую чушь типа «Мечтать» и «Ногу Свело»... Была одна станция – «Новая Волна», она пропагандировала современный рок и была сердцем влад-попа. Потом пришли сетевые станции и убили всю субкультуру. Это случилось в 2001-м - я понял что пора сваливать в Москву. Кажется, все мое поколение тогда переехало в столицу. Те у кого были амбиции. Но никто тогда не выстрелил. К сожалению, в отличие от уральской рок-музыки у нас не было своего Козырева.

Расскажи подробнее о группе «Тандем», которую можно было услышать еще на аудиосборнике журнала ОМ в 1997 году. Почему все сошло на «нет»?

- Группа «Тандем» была лучшим, что могло случится тогда с русской рок-музыкой. Но нам крупно не повезло два раза. В первый раз – в 98-м. Тогда многие попали, но мы только начинали и вложили большие деньги в запись альбома «Вибратор». Он не издан до сих пор. Второй раз после кризиса, в 2001-м, когда компания «CD-land»из двух претендентов выбрала «Сегодня Ночью». Что было дальше вы знаете. Мне нравилось ощущение группы, но у Паши Руминова тогда начались истории с клипами и кино, а потом и Саша Иванов решил уйти в киномузыку. Мы не выдержали столкновения с грубой реальностью шоу-бизнеса. И трем авторам не просто было ужиться вместе. Но мы по-прежнему друзья. Ценой распада прекрасной команды.

А в чем причина того, что тандемовские повышенные мелодизм и лиричность не были приняты широкой аудиторией, кроме слушателей одной известной радиостанции?

- Но так у нас и не появился шанс быть услышанными. Но вот слушателями этой самой «известной радиостанции» песни «Тандема» и мои очень хорошо тестируются. Без телеротаций и при минимальной поддержке прессы. В этой стране никто не умеет писать мелодии, пожалуй кроме меня и Земфиры. Ну и у «Братьев Грим» есть несколько хороших мелодий. Это дорогого стоит, и публика вовсе не дура.

Вообще «Тандем» заявлял себя как необычайно амбициозная группа, но сейчас ты производишь впечатление стороннего участника шоу-биз процессов, ведешь себя, как ведут себя западные инди…

- Это расстраивало Бурлакова пока мы работали вместе. У него амбиций было больше чем у меня, и я рад что он их реализовал с «Братьями». Он все время хотел что-то доказать Илье и Земфире. Но я не подходил на роль доказательства. Я ставлю исключительно художественные задачи. Играть с шоу-бизнесом опасно – стань частью этого бреда и не заметишь как ты мутировал. Поэтому я делаю вид, что для меня шоу-бизнес не существует. Впрочем и шоу-бизнес меня игнорирует. Зато никакой продюсер не заставит меня напялить шляпу или рекламировать чупа-чупс. У каждого артиста есть выбор – прогнуться или ждать пока тебя примут таким какой ты есть. Могут и не принять, но артисты созданные для рекламы шампуня долго не живут. Всегда появляются новые, чуть более молодые головы с перхотью.

В таком случае, есть ли у тебя некоторые тезисы, которые составляют основу твоего музыкального и лирического взгляда на жизнь? Чтобы ты мог с гордостью сказать: Да, это моя песня!

- Мое кредо простое - законов музыки никто не отменял. Русский рок противопоставлял нафталиновому официозному року или попсе свой нигилизм, типа когда не умеешь, но компенсируешь это движением души. С тех пор и тянется эта панк-доктрина, про то что плохо звучать это хорошо, что лучше рваные струны чем хорошая аранжировка. Не хочу расстраивать ребят с «Нашего радио», но в слове рок-музыкант тоже есть слово музыкант. Пришло время молодых профессионалов. У меня к примеру всегда вызывал уважение Лагутенко, когда тратился на дорогие студии а не скажем на недвижимость. Что для тебя стало самым главным культурным шоком в плане подхода к сочинению и исполнению музыки?

- Я продукт «Битлз». Но я никогда не замыкался на прошлом. В 90-е мы все сидели на американской музыке. Даже не на «Nirvana», а на менее известных «Dave Mathew's Band» или «American Music Club». Я и сейчас слушаю много музыки и поверьте, хорошей музыки не стало меньше. Этот год вообще был удачным. Отличные пластинки выпустили Шерилл Кроу и «Foo Fighters». Из русских артистов – «4ехов». Я считаю что это дебют года. По всем моим персональным номинациям.

Какие жизненные истории перекочевали в твои песни? Что должно произойти в жизни для того, чтобы ты мог сделать музыкальный слепок этого события / впечатления?

- Меня все время бросает из стороны в сторону. Мой дебютный «The Album?» раскритикованный журналистами был очень автобиографичным и интимным. Так всегда – когда ты открыт, ты становишься беззащитным и поэтому получаешь удар в лицо. Типа не фиг быть таким сентиментальным. Получивший похвалы «Люди в мягких обложках» были слишком абстрактным, хотя там есть зарисовки из реальной жизни типа «Женщины Скрепки» или «Она живет напротив здания тюрьмы». Я прочитал в журнале «Афиша» что альбом умер как жанр. «Прекрасно, самое время что бы записать концептуальную пластинку», подумал я. Там есть отличные песни, но я слишком увлекся комиксами на социальную тематику и порой это звучало несколько схематично. Мой новый альбом будет очень лиричным. Простая любовная лирика, понятная всем людям. И на этот раз я не боюсь, если меня сочтут слишком попсовым или сентиментальным.

Как ты придумываешь песни? Сколько вообще алгебры в твоем творчестве? Бывают ли какие-то озарения, когда песня получается буквально за пару часов из обрывка какой-то мысли, напетой под нос мелодии?

У меня очень хорошая музыкальная память. Когда мне было 12 лет я мечтал иметь плеер. Но это было дорогой игрушкой, и я проигрывал любимые пластинки в голове. Так по дороге в школу мог проиграть «Сержанта Пеппера», а по дороге домой - «Led Zeppelin III». С тех пор я ничего не забываю. Я не сижу часами с гитарой. Взял инструмент – пришло, пять минут и готово. Если нет вдохновения, то музыкальная алгебра бесполезна. Я за сатори – внезапные озарения. Музыка связана с интуицией и мистикой. Последний раз такое озарение случилось во время записи альбома «Гримов». Боря пел в студии, а мы сидели с Бурлаковым в соседней комнате. Я бренчал на гитаре и тут пришел такой кельтский мотив, в духе «Del Amitry». Леня сказал: «красивая мелодия, не забудешь?». Не забыл... Она войдет в мой новый альбом под «оригинальным» названием «Я хочу быть с тобой». Обычно лучшие песни пишутся вот так, непроизвольно.

Каким ты видишь идеальное будущее своего музыкального проекта?

- Я хочу записать дюжину пластинок и потом уехать на Сихотэ-Алинь и поселится в глуши, как Сэллинджер. Стану такой погасшей рок-звездой, про которую будут ходить нелепые слухи, что дескать я сделал пластическую операцию, стал вегетарианцем и тайно пишу в стол новые альбомы. С одной стороны никаких дивидендов моя музыка мне не принесла. С другой стороны грех жаловаться – я молодой независимый музыкант в расцвете сил, которого поддерживает «одна известная радиостанция» и у которого есть круг умных верных слушателей. Пока я живу в этой стране – я остаюсь идеалистом, верящим в то что все не зря и не случайно.

Игорь Лисник