Пресса
ПРОГРАММА «ПОПУТЧИКИ», радио «ЭХО МОСКВЫ» (22 мая 2011)
О.ЧУБЫКИН: Да, привет, Саш.
А.ПЛЮЩЕВ: Прекрасный музыкант.
О.ЧУБЫКИН: Едем сегодня из Владивостока в Москву.
А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) Да конечно уж, да. Учитывая, что я 2 часа назад был в эфире здесь, в Москве. Конечно уж, из Владивостока в Москву. Прекрасно. А ты ездил когда-нибудь Владивосток-Москва?
О.ЧУБЫКИН: Да, в студенческие годы, это был 1993-й год, я ехал из Владивостока в Москву в компании одного бывшего офицера, который прошел Афган. И когда он напивался, показывал всем свои боевые шрамы. А еще в нашем купе был паренек из Южного Лондона, которого ограбили во Владивостоке, и родители ему прислали денег на обратную дорогу – ему хватило денег только на билет на поезд. И, вот, по Транссибу в такой компании невероятной.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну а чего? Клево с другой стороны. Когда бы еще такой experience получил? Там сколько? 6, 7 дней едет поезд?
О.ЧУБЫКИН: 6 с половиной.
А.ПЛЮЩЕВ: Атас вообще. Просто атас. И с тех пор ты этот опыт не повторял?
О.ЧУБЫКИН: Нет, ну, было еще пару раз, опять же, в студенческие годы. Я знаю, кстати, такую легенду, что Дэвид Боуи как-то ездил из Владивостока в Москву. У него были концерты в 1973 году в Токио, а прямого сообщения между Токио и Западным Берлином, где он жил в это время, не было. И есть огромное количество фотографий, кстати, Дэвида Боуи на полустанках, как он покупает вареники у бабушек. Я не знаю, может быть, это фотошоповский монтаж и художественное творчество, но вот такая легенда.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, клево с другой стороны. Я думаю, что с этим вообще мало что сравнится, вот, Владивосток-Москва. Иной раз хочется, знаешь, поехать как-то. Но как подумаешь, что целый отпуск тратить только на железнодорожный переезд... Поэтому как-то и ждешь: а вдруг какое-нибудь начальство пошлет тебя в какую-нибудь командировку. Но не шлет – все шлет в другую сторону.
О.ЧУБЫКИН: Ну, я думаю, это, скорее, для того, чтобы или читать романы, или писать их. 7 суток – это...
А.ПЛЮЩЕВ: Да. Ну а как? Туда-обратно – это будет 14, понимаешь как?
О.ЧУБЫКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: 2 недели и ты, понимаешь, чего-то пишешь, исследуешь. Олег Чубыкин, и если вопросы у вас есть к нему, мнения, суждения и все прочее, что вы можете уместить в одно SMS-сообщение, +7 985 970-45-45. 140 знаков твиттера тоже к вашим услугам. Точнее, меньше – за исключением ника абонента нашего @vyzvon, который там сидит, мы увидим это сообщение для музыканта Олега Чубыкина. Для тех, кто не очень себе, может быть, представляет, что это за человек бородатый такой пришел к нам в студию сегодня передвижную, я вам продемонстрирую... Мы сегодня демонстрировать будем, может быть, даже неоднократно. Но, вот, продемонстрирую первую песню с его нового альбома сразу после того, как он нам расскажет и о новом альбоме, и о первой песни.
О.ЧУБЫКИН: Ну, новый альбом – это 5-я пластинка у меня. Записывал я ее как двойной альбом. Каждому приличному музыканту нужно выпускать когда-нибудь двойной альбом. Ну, там, The Wall или Белый альбом можно вспомнить. Но мне сказали дистрибьюторы, что не хотим продавать пластинку двойную – это дорого, и, в общем, пришлось ее разделить на 2 части. И, собственно говоря, вот, первая часть.
А.ПЛЮЩЕВ: Не, ну подожди, сейчас же... Нет-нет. Ну, ты как-то... Вот, ты как-то не в тренде, мне кажется. Сейчас подожди. Сейчас, вот, что там, дай бог памяти? А вот это. «Утомленные солнцем 2. Часть первая», а потом «Утомленные солнцем 2. Часть вторая».
О.ЧУБЫКИН: А. Ну то есть это модная вещь?
А.ПЛЮЩЕВ: Конечно-конечно. Все в тренде, нормально.
О.ЧУБЫКИН: Ну, я тоже подумал, что с точки зрения, опять же, промоушена хорошо, в общем.
А.ПЛЮЩЕВ: Да. «Kill Bill. Часть первая», вот.
О.ЧУБЫКИН: Можно ездить под одним и тем же названием в тур целых 2 года.
А.ПЛЮЩЕВ: Вот. Удобно.
О.ЧУБЫКИН: Ну, в общем, вот я разделил песни, в одной пластинке рок-музыка, следующая будет поп-музыка. Первая пластинка – она больше о политике, вторая будет о сексе. Как-то так.
А.ПЛЮЩЕВ: О! Ты сейчас к нам в поезд пришел с пластинкой о политике?
О.ЧУБЫКИН: Ну, в моем представлении. У меня вообще все песни об этом, на самом деле.
А.ПЛЮЩЕВ: Мы сохраняем основной тренд... Нет, основной... Как же это сказать-то? Дух, в общем, сохраняем радиостанции «Эхо Москвы», которая то и дело с утра до вечера говорит о политике, даже, может быть, иногда и в медицинских программах. Особенно приятно с музыкантами поговорить о политике. Тем более, Борисова сегодня нет, некому мне затыкать рот (он обычно это делает). Будем говорить о политике. Вот, оцените, песня о политике в исполнении Олега Чубыкина под названием... Чисто политическое название: «Сколько стоит любовь».
(звучит песня)
А.ПЛЮЩЕВ: Это Олег Чубыкин, сегодня едем с ним вместе. Песня «Сколько стоит любовь» с его нового диска «Новые приключения в стерео. Часть первая». Ну, в стерео оно еще и в стерео в смысле... Как это сказать? В 3D. Их через стереоочки надо смотреть.
О.ЧУБЫКИН: Ну, я называю, это стереоскопическая обложка.
А.ПЛЮЩЕВ: О! Стереоскопическая, точно. Смотри, значит, это альбом и на ней все нарисовано в 3D.
О.ЧУБЫКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Все изобрaжено, я бы даже сказал, в некотором смысле.
О.ЧУБЫКИН: Да, я сам стал дизайнером.
А.ПЛЮЩЕВ: Ты – дизайнер?
О.ЧУБЫКИН: Я вообще люблю просто, когда пластинка – это не просто сборник песен, а когда есть какая-то концепция, общая идея визуальная. И музыкальная.
А.ПЛЮЩЕВ: А зачем вот сейчас это?..
О.ЧУБЫКИН: Выпускать пластинки?
А.ПЛЮЩЕВ: Да.
О.ЧУБЫКИН: Музыкантам.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, правда, серьезно. В эру, так сказать, Интернета, Вконтакте, распространения треков. Вообще, не прошло ли время, так сказать, альбомного мышления музыкантов?
О.ЧУБЫКИН: Ну, не знаю. Для меня не прошло, потому что для меня альбом – это несколько лет жизни и, как бы, он все равно связан с каким-то определенным временем. Я люблю, когда пластинки в каком-то стиле едином. То есть если это рок-пластинка, следующая там будет более танцевальной, к примеру, или мне захочется там концептуально пластинку записать. А во-вторых, выход альбома на каком-то носителе – все-таки, это, ну, такая, имиджевая вещь. Ты можешь дарить друзьям. Ну, что-то продается на концертах, поэтому... Я думаю, что носители останутся так или иначе. Конечно, не в таком количестве будут продаваться, как в 90-е, в 80-е, но, тем не менее, как формат это останется на полочках у друзей.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, с другой стороны, я не знаю. Я хотел бы с такой подискутировать об этом не в том плане, что какова ценность треков в интернете или еще что-нибудь в этом духе, ну, там, отдельных, распространения по отдельным песням, выкладывания бесплатно и так далее. Мне кажется, что просто у CD, к сожалению (это прямо продолжение нашего разговора неделю назад с Олегом Нестеровым), у CD, к сожалению, нет души. Может быть, у обложки (вот, в принципе, да?) – она такая красивая, замечательная – она есть. Но у самой пластинки нет ни черта.
О.ЧУБЫКИН: Это почему? Потому что она из пластмассы сделана? У пластинки нету, у музыки – есть, я считаю.
А.ПЛЮЩЕВ: Да, у музыки есть. Я абсолютно здесь согласен с тобой. Но! Вот именно CD – такая выхолощенная, очень качественная музыка, она не может быть сувениром. Вот почему. Потому что винил – такая музыка с огрехами, как мы знаем, за что ее и любим – он может быть сувениром. А CD, именно сам диск... Вот, обложка – может быть. А CD, сам диск – мне кажется...
О.ЧУБЫКИН: Я думаю, что если компакт-диск издан хорошо, красиво, то это является арт-объектом и в этом смысле.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну да. Он же тоже раскрашенный с другой стороны.
О.ЧУБЫКИН: С другой стороны, я считаю, что пока люди не заплатили деньги, там, за компакт-диск или за просмотр кинофильма, они не могут полноценно...
А.ПЛЮЩЕВ: Да-да, да, это правда.
О.ЧУБЫКИН: Прочувствовать.
А.ПЛЮЩЕВ: Да-да-да, точно-точно.
О.ЧУБЫКИН: Это психологический момент.
А.ПЛЮЩЕВ: Конечно.
О.ЧУБЫКИН: Ну что? Люди сейчас платят бешеные деньги, чтобы просто поехать на море, отдохнуть. Правильно? Никто же не вылезает на крышу загорать, правильно? Всем нужно заплатить деньги, чтобы ощутить, так сказать, приобретения.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, это wow-фактор, понятно. Конечно. Одно дело, если тебе подарили...
О.ЧУБЫКИН: Или если ты скачал в интернете.
А.ПЛЮЩЕВ: Или ты украл, да. А другое совсем дело, когда ты за это свои кровные отвалил, в последние долги влез и так далее. Безусловно-безусловно. Мне-то кажется, что все вот эти издания, все материальные носители, они со временем превратятся исключительно в подарочные объекты.
О.ЧУБЫКИН: Ну, так и происходит, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Там, книги, например.
О.ЧУБЫКИН: Нет, ну, с книгами – не знаю. Я по-прежнему читаю книги на носителях. Это удобно.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, очевидно, что ты просто старорежимный.
О.ЧУБЫКИН: (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Это с самого начала передачи уже прямо чувствуется. Ты мыслишь альбомами, любишь обложечки, вот и с книжками то же самое.
О.ЧУБЫКИН: Женат. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Да. Я очень хорошо понимаю, поскольку мы практически ровесники. Конечно же, в одно и то же время воспитывались, да, росли в доцифровую эпоху. Все нормально, все объяснимо. У старперов всегда так.
О.ЧУБЫКИН: Да. Возможно, там, ребята, которым по 15 лет и которые вообще никогда не покупали компакт-диски, наверное, они и не будут понимать, зачем это нужно. Черт его знает. Я сам редко покупаю пластинки. Но, кстати, покупаю их обычно на концертах, если так вот.
А.ПЛЮЩЕВ: Да-да. Это какая-то память. Память о событии.
О.ЧУБЫКИН: Да. Это вещь некая, которую ты ставишь на полочку.
А.ПЛЮЩЕВ: Конечно-конечно.
О.ЧУБЫКИН: И когда-нибудь в автомобиле тоже можно поставить.
А.ПЛЮЩЕВ: Вообще, концерт – какая-то удивительная такая штука. Удивительно способствующая мерчендайзингу, ну правда. Потому что, наверное, всем хочется оставить память о том, что ты был где-то.
О.ЧУБЫКИН: Да. И сегодня концерт – это, конечно, самый главный заработок для музыканта. Ну, все вернулось, так сказать, к доэдисоновской эре, когда еще не было грамзаписи и все ходили на концерты юного Моцарта.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну а пластинка как повод поехать с концертами.
О.ЧУБЫКИН: Обязательно, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Ты со своей едешь?
О.ЧУБЫКИН: Да, у нас вот был тур небольшой по Дальнему Востоку – Владивосток, Хабаровск, Хунчунь. Дальше в планах...
А.ПЛЮЩЕВ: А в Хунчуне – там, в основном, кто твой слушатель? Расскажи о твоем слушателе в Хунчуне.
О.ЧУБЫКИН: (смеется).
А.ПЛЮЩЕВ: Так сказать, чем он отличается от слушателя...
О.ЧУБЫКИН: Не, ну это шутка юмора.
А.ПЛЮЩЕВ: (смеется)
О.ЧУБЫКИН: Дело в том, что просто Владивосток сейчас... Ну, как бы, город далеко находится, и поэтому там развились свои виды туризма. На автобусе можно буквально за 5 часов доехать до почти миллионного города китайского, там, Хунчунь или Суньфуньхэ, или Муданзянь. Ну, в общем, свои там такие, интересные вещи. Там очень интересно, кстати. Меня поразил Китай тем, что, ну, по ландшафту это то же самое Приморье, те же самые холмы. Но ты въезжаешь в Китай, во-первых, нет абсолютно леса – его просто вырубили – везде только поля, чистота. Вот, Коммунистическая партия работает, в общем. Но и при этом, как бы, города на границе – ты видишь, насколько там, как бы, общество пришло в динамику. То есть города растут как просто на дрожжах. Там какие-то небоскребы. А при этом у нас в Приморье все какое-то депрессивное и грустное.
Я еще одну, кстати, вещь почему-то вспомнил – меня поразила. Когда приезжаешь на границу в Хунчунь, там сидит улыбающийся китайский пограничник и у него стоит такой прибор с двумя кнопочками. И человеку нужно нажать. На одной написано «Понравилось обслуживание», на другой кнопочке – «Не понравилось». Так что мне кажется, есть чему поучиться у китайских ребят.
А.ПЛЮЩЕВ: Слушай, а ты вот... Я, конечно, знаю, что ты родом и как музыкант состоялся на Дальнем Востоке и во Владивостоке. Сейчас у тебя основное место жительства, пребывания где?
О.ЧУБЫКИН: Ну, уже 9 лет с небольшими перерывами я живу в Москве на Ленинском проспекте. Приходите в гости.
А.ПЛЮЩЕВ: Просто я имею в виду, ты рассказываешь о Владивостоке все равно как о своем городе.
О.ЧУБЫКИН: У меня не порвались связи. Во-первых, очень много людей переехало сюда, и особенно в начале нулевых годов. И музыкантов. Ну, огромное количество людей. И плюс я там регулярно бываю с концертами, поэтому контакт сохраняется. Но я себя чувствую, все-таки, дальневосточником, наверное.
А.ПЛЮЩЕВ: А тебя там помнят, в смысле, публика – она приходит на тебя как на музыканта, состоявшегося в Москве? Или «А, вот тот парень – это ж наш, господи! Это ж наш!»
О.ЧУБЫКИН: Ну, обычно там есть такой, как бы, стопроцентный показатель популярности. Ну, не то, что популярности, а какого-то успеха: если тебя начинают на форумах опускать как москвича, то, значит, ты добился какой-то популярности во Владивостоке. Потому что там очень у людей такое, напряженное отношение к жителям Москвы и Подмосковья. Но меня там помнят, конечно. Все-таки, я там 10 лет прожил и мои музыкальные там первые шаги с группой «Тандем» начинались во Владивостоке.
А.ПЛЮЩЕВ: Какая, все-таки... Я сегодня тоже, когда читал твою биографию, я подумал: «Какой прозорливый человек Олег Чубыкин был, и назвал группу, там, буквально за 20 лет или за сколько до трендового, так сказать, пришествия этого слова к нам в нашей внутриполитической жизни, назвал так свою группу». Сейчас бы был вообще на коне. А все, понимаешь... Рано выстрелил.
О.ЧУБЫКИН: Да, имитаторы все расхватали, весь наш концепт. Но я вам скажу так: тандемы распадаются рано или поздно.
А.ПЛЮЩЕВ: Ты не можешь обойтись без политики, как я смотрю.
О.ЧУБЫКИН: (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Ты очень политичный музыкант. Но я слышал последнее время, что у музыкантов это прямо какая-то фишка такая – вновь немножечко быть в политике, говорить о политике, там, в песнях своих. Ну, если не напрямую, как некоторые наши рэперы, допустим, то где-нибудь что-нибудь подколоть, дать намек как-то.
О.ЧУБЫКИН: Мне кажется, о политике очень трудно писать, особенно музыкантам. И даже такие гении в этом направлении как Леннон, в конце концов, скатились до такого, газетного формата. Я в песнях, наверное, выражаю какие-то более общие идеи свои. Ну, допустим, там, что любовь дороже денег, да? Какие-то такие вещи. Ну, единственный раз в этом новом альбоме у меня были какие-то вещи. Допустим, у меня была антивоенная песня. Не знаю. Мне кажется, это так сейчас совсем старорежимно. (смеется) Но тем не менее, был такой внутренний порыв. Вот. А вообще, наверное, как-то больше в моей музыке присутствует романтики, лирики. Все-таки, я из города, где море, и это тоже о себе дает знать.
А.ПЛЮЩЕВ: Как в Москве без моря-то живется?
О.ЧУБЫКИН: Москва – город пяти морей. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, это мы все в курсе, да. Порт. Она, понимаешь, порт пяти морей. То есть ты можешь прийти, там, и полюбоваться... Как это называется? Извините, сейчас я буду сыпать терминами. ...на каботаж. Что там еще? Краны вот эти прекрасные.
О.ЧУБЫКИН: Я думаю, что люди, в принципе, до 25 лет, как бы, развиваются, а потом, вот, уже костенеют. И, в общем, я остался, наверное, таким человеком, каким был 10 лет назад. Поэтому море внутри есть, плещется.
А.ПЛЮЩЕВ: Хорошо. Давай послушаем еще одну песню. Я не помню, какую мы должны были поставить по идее.
О.ЧУБЫКИН: Ну, №2. Это песня «Дивный мир».
А.ПЛЮЩЕВ: О! Удобно. Первая, вторая. Конечно. А чего, собственно, стесняться?
О.ЧУБЫКИН: Ну, мне один знакомый продюсер сказал: «Ставь хиты в начале».
А.ПЛЮЩЕВ: Да? Ну, мне кажется, продюсеры – они...
О.ЧУБЫКИН: Все портят.
А.ПЛЮЩЕВ: Да, абсолютно. Ну, смотри, вот представь реакцию человека. Он сидит, слушает «Эхо Москвы» вечером, да? Он привык, что на «Эхе Москвы» собираются всякие, ну, так сказать, не очень форматные люди, да?
О.ЧУБЫКИН: Про меня, да. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, в том числе. В том числе, кстати. Но у него есть ожидания некоторые по неким не очень форматным людям. И вдруг, раз, он слышит ту музыку. Он только переключил, понимаешь, с какой-то музыкальной радиостанции, где уже была эта песня, и тут на тебе, опять. Продюсеры не всегда тонко чувствуют рынок, мне кажется. Вот, в данном случае это так и есть. Ладно, поехали. Хиты так хиты.
(звучит песня)
А.ПЛЮЩЕВ: Вот. С нами сегодня, в смысле, со мной сегодня едет Олег Чубыкин, меня зовут Александр Плющев, программа «Попутчики». Ваши вопросы всячески приветствуются твиттеру @vyzvon или SMS'у +7 985 970-45-45. И Олег Чубыкин, надеюсь, что-нибудь получит на наш телефон и сможет ответить.
О.ЧУБЫКИН: «Олег, сходи за хлебом», наверняка.
А.ПЛЮЩЕВ: Да, такого плана. «Захвати молоко, не забудь молоко» или что там обычно говорят. Вот, собственно, так и есть.
Скажи мне, дорогой Олег, вот, ты какое-то время уже довольно долго занимаешься музыкой и даже достиг в этом определенных успехов. Но с другой стороны, люди, которые, может быть, там выскакивают с первыми песнями и первыми альбомами часто достигают этих успехов, к которым ты идешь много лет. Во-первых, не разочаровало ли тебя это? Потому что часто, особенно пробиваясь из дальней провинции и кладя на это миллион усилий, часто приходишь к тому, что а зачем это, к чему это все? Потому что, в общем, у людей получается быстрее, у меня не так быстро, ну и так далее.
О.ЧУБЫКИН: Нет, ну, конечно, с каждого похмелья случаются сомнения по поводу того, правильно ли я занимаюсь музыкой. Но, на самом деле, если человек в себе чувствует талант какой-то, то это его обязанность, в общем.
А.ПЛЮЩЕВ: А ты можешь чем-то заниматься иным кроме музыки?
О.ЧУБЫКИН: Ну, вообще, на самом деле, достаточно, как бы...
А.ПЛЮЩЕВ: У тебя какая профессия-то реально?
О.ЧУБЫКИН: Реально профессия – музыкант и саунд-продюсер. Как-то так получается, что даже какие-то другие там виды деятельности, я не знаю, продюсирование студией других музыкантов или какое-то время я писал для одного музыкального издания рецензии – все равно все это связано с музыкой. Я какое-то время назад увлекся мультипликацией и, опять же, это связано с музыкой, потому что могу пока только в формате видеоклипа, для 3-минутного какого-то мультика чего-то делать.
Ну, не знаю. Мне это нравится. Я много раз задумывался о том, чтобы заниматься чем-то другим. Там не знаю, попробовать снимать кино или что-нибудь еще. Ну, не знаю. Не интересно. Потом я понимаю, что, все-таки, стоять с гитарой на сцене или работать в студии. Как-то для меня самое интересное существование.
Но плюс, не знаю, мне повезло, наверное: моя и продюсерская деятельность, и музыкальная, она меня сталкивала с огромным количеством интересных людей. Это же общение, на самом деле.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну да.
О.ЧУБЫКИН: Вот. Поэтому... Ничем другим я заниматься не хочу. Не знаю, я вырос в маленьком городке, на самом деле. Во Владивосток-то я приехал, когда поступал туда на факультет журналистики.
А.ПЛЮЩЕВ: Мог бы.
О.ЧУБЫКИН: (смеется) Мог бы.
А.ПЛЮЩЕВ: Мог бы пропасть! Ан нет, не пропал.
О.ЧУБЫКИН: Когда я рос в Арсеньеве (это городок, в котором есть военный завод, который собирает самолеты и выпускает бомбы), я понял, что это совсем не мое. И когда мне в 13 лет попалась пластинка Beatles, вдруг... Вот, как не знаю. Мир был черно-белым и вдруг стал цветным. И с тех пор, вот, все, не могу успокоиться.
А.ПЛЮЩЕВ: Да уж. И Beatles давно нет, а все никак не успокоится Олег Чубыкин, действительно. Ты общаешься сейчас каким-либо образом, поддерживаешь ли связь с твоими подельниками по группе «Тандем»?
О.ЧУБЫКИН: Я думаю, что он слушает программу. Передаю привет. Мы общаемся, да. Когда группа распалась, мы как раз переехали из Владивостока в Москву в 2001 году. Леонид Бурлаков, такой, небезызвестный продюсер нас позвал. В общем, мы переехали и группа распалась.
А.ПЛЮЩЕВ: Удобно, кстати.
О.ЧУБЫКИН: Да, да, очень удобно. У ребят как-то появились другие интересы. Паша Руминов стал снимать фильмы, Саша Иванов стал писать музыку к этим фильмам, а я остался, собственно говоря, рок-музыкантом. Не знаю. В принципе, ребята иногда говорят о том, что давай что-нибудь попробуем сделать вместе. И черт его знает: может, когда-нибудь мы попробуем. Ну, я не знаю. В любом случае это должен быть какой-то проект... Грубо говоря, свои амбиции музыкальные я могу воплотить в сольном каком-то качестве. И, наверное, если тандем снова появится, я думаю, что было бы логично, для какого-нибудь фильма, например, Паши Руминова мы записали бы саундтрек, это была бы интересная история.
А.ПЛЮЩЕВ: Да. Ну, Павел Руминов, надо напомнить, это же его фильм «Мертвые дочери», да? Можно сказать, прогремел. Значит, отличный вопрос поступил: «Как называется группа? Никогда раньше не слышал. Вроде, добрая музыка». Группа называется «Олег Чубыкин».
О.ЧУБЫКИН: Вот это, кстати, да, самый главный вопрос, который мне задают – как называется группа.
А.ПЛЮЩЕВ: Чё за music, как говорится, да. «Олег Чубыкин» называется группа. А, вот, сейчас назови группу «Тандем», я вот подумал, и, ведь, не отмахаешься от обвинений в конъюнктуре, да? Поди докажи кому-нибудь, что 20 лет назад там уже была.
О.ЧУБЫКИН: Да я думаю, может быть, для реюниона самое время, чтобы собраться вместе. Сразу предвыборный тур.
А.ПЛЮЩЕВ: Надо торопиться, знаешь? Не ровен час... Ну его. Надо торопиться. Так не затягивайте с этим делом. +7 985 970-45-45 – номер SMS. Есть @vyzvon, сидит он в твиттере там. И пишет тебе просто чел в твиттере (так его зовут). «Вопрос Олегу. Привет, земляк. Как думаешь, почему в СССР и России так и не появился певец уровня Пресли или группа уровня Beatles?» Хороший вопрос, кстати.
О.ЧУБЫКИН: Ну, странный уровень, честно говоря. Привет, земляк. Честно говоря, Пресли никогда не любил. Ну а я не знаю, с чем сравнивать? Ну, есть другие артисты, мне кажется, гениальные. Ну, мерить все Beatles – это как-то неправильно. Я считаю, должно быть много хороших музыкантов.
Если говорить о судьбе российских артистов на Западе, я думаю, пока мы живем в эту эпоху неоколониализма, культурного особенно, в общем, ловить русским музыкантам там нечего. Потому что там, как бы, есть свои артисты, для них важны рынки музыкальные, продавать свое, понимаете? А, там, зачем наши музыканты там? Я думаю, что тут проблема не в количестве таланта, а в том, что мы живем во время, когда, ну, трансляция американской культуры, в общем-то, происходит. Поэтому...
Нашим музыкантам сложно-то в собственной стране. Я какое-то время жил в Лондоне, ну, практически год, и меня просто всегда удивляло то, что там играют только британские группы. И если играет какая-то американская группа, то это будет обязательно «Guns N' Roses», самая худшая песня. Вот это патриотизм. А здесь у нас, там, единственная радиостанция (не буду называть ее название), которая крутит русский рок, да? Что, в принципе, невозможно ни в какой другой стране мира.
А.ПЛЮЩЕВ: Чего уж тут? Радиостанцию «Наше радио» кто же, собственно говоря, не знает?
О.ЧУБЫКИН: Ну вот. Я про то, что... Или откройте любое музыкальное издание российское, да? Или, там, западное, которое у нас создается. Там русских артистов просто нет, там исключительно Леди Гага и какой-нибудь Догерти. Наверное, это еще наследие какого-то советского представления о том, что все лучшее там.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, с другой стороны, да. То, что ты отметил насчет того, что всего одна радиостанция, и насчет того, что... А телевизор? Чего телевизор? Телевизор – это вообще геноцид. Абсолютно геноцид.
О.ЧУБЫКИН: Вот, хорошее слово, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Геноцид – русская музыка, я считаю. То, что показывают...
О.ЧУБЫКИН: Ну, просто телевизор сильно связан с политикой, поэтому все, что заставляет людей думать, оно должно быть изгнано из телевидения. Это понятно. Ну а радиостанции уже подстраиваются под телевизионный формат.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, наверное, в некотором смысле.
О.ЧУБЫКИН: С другой стороны, все вот эти молодежные течения типа хипстеры. Мне кажется, это как раз тоже та почва, из которой вряд ли вырастит что-то интересное и самобытное. Потому что в любом случае это культура, ну, такая, снобистская и культура заимствованная. Не знаю. Конечно, все настоящие артисты – они больше, чем какие-то стили или какие-то тренды.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, то есть когда человек сам себе стиль и сам себе тренд.
О.ЧУБЫКИН: Да.
А.ПЛЮЩЕВ: Но мне хотелось бы продолжить разговор на эту тему. Потому что, с одной стороны, это так. А с другой стороны, вот, вспомнить конец 80-х, который ты тоже, наверное, хорошо помнишь, то есть время, когда мы заканчивали школу и, там, поступали в институты. И сколько тогда было интересной музыкой, ставшей ныне классикой. С другой стороны, сейчас, конечно, посмотришь – сейчас с таким набором если музыкант выйдет, то вряд ли вообще его кто-нибудь и заметит, и приметит. А тогда катило, да?
Но я к чему это говорю? Что тоже телик не показывал еще тогда.
О.ЧУБЫКИН: Но тогда была другая история.
А.ПЛЮЩЕВ: Только-только начиналось, да?
О.ЧУБЫКИН: Тогда был самиздат, грубо говоря. Переписанные по десятому разу бобины – это был тот же самый твиттер и FaceBook.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну? Прикинь, а сейчас есть твиттер и FaceBook, и ничего. Просто ноль.
О.ЧУБЫКИН: Тогда просто общество было в движении, поэтому рок-музыка имела, как бы, важное значение для людей. Сейчас общество застыло, поэтому и музыка – она звучит соответствующе. То, чего достоин народ. Не знаю. Мне кажется, вообще общество же очень у нас не то, что экстремально, но, скажем так, с одной стороны, есть Стас Михайлов, а с другой – Шнур. И вот эти 2, как бы, противоположности. А посередине... Не знаю. То, что я делаю, это музыка для среднего класса, которого в России практически нет.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну да.
О.ЧУБЫКИН: Пессимистично, да?
А.ПЛЮЩЕВ: Нет-нет. Мне кажется, что он, может быть, и есть. Но, вот, насколько я успел так, близко познакомиться со средним классом, он, как-то, Олег, не оптимистично для тебя звучит прогноз в этом смысле.
О.ЧУБЫКИН: (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Не, не в том, что они там слушают Стаса Михайлова или, наоборот, Шнура. Да нет, честно говоря. Там вообще плохо со слушанием и плохо, ну, как мне кажется (не знаю), плохо с выбором, плохо со вкусом. Не то, чтобы я осуждал или что у меня там безупречный вкус или еще что-то в этом духе. Просто высокий уровень апатии, высокий уровень того, что называется «поиск информации».
Я сегодня слышал отличную фразу в передаче про образование. Там говорилось о том, что, ну, когда мы учились и когда предыдущие поколения, была проблема: они были вынуждены и мы были вынуждены искать информацию в условиях ее дефицита (когда учились). А сейчас ученики и школьники, наоборот, они вынуждены фильтровать переизбыток информации. Такая же история, мне кажется, и с музыкой, и с культурой. Мы искали – у нас был дефицит.
О.ЧУБЫКИН: Я согласен. Тем более, свою роль сыграл интернет. Потому что раньше была record-компания, которая, в принципе, являлась фильтром. И если люди вкладывали деньги, они рисковали, в общем, своими деньгами и это был некий такой... Ну, то есть значит не просто так в это вкладывали. И когда появилась возможность дешево записывать свои песни и бесплатно их выкладывать, то, ну, я не знаю, если посмотреть на MySpace, там же миллионы просто имен. И у людей, как бы, нету, во-первых, какого-то маяка в этом огромном количестве имен. С другой стороны, у людей просто, действительно, наступает, ну, такое отторжение к огромному количеству музыки, потому что качество ее падает, ну, как мне кажется. Все равно музыканты должны писаться в хороших студиях и делать качественный продукт. Как бы скучно это ни звучало.
А.ПЛЮЩЕВ: Да. Значит, здесь идет некая полемика, прямо SMS на SMS отвечают люди друг другу, а мы это все смотрим. Да, у нас так возможно, кстати. Вы пришлите SMS – увидите, вам обязательно кто-нибудь ответит. +7 985 970-45-45, ни одной SMS не остается неотвеченной. Отличное замечание от Руслана из Санкт-Петербурга: «Такое впечатление, что ты не до конца окунулся в навозную кучу под названием «шоу-бизнес». Тут не хватает, вот: «, сынок».
О.ЧУБЫКИН: (смеется) Ну, вообще я всегда старался как-то так, в стороне быть от шоу-бизнеса. И когда мне поступали какие-то предложения, которые, в принципе, увеличивали бы мою популярность, но были сомнительны. Ну, скажем так, любой музыкант, вообще артист приходит с какими-то глобальными идеями, ну, там, не то, что спасти мир, но с какой-то миссией. А потом выясняется, что надо просто...
А.ПЛЮЩЕВ: Ну ладно-ладно! Подожди-подожди-подожди. Как это они с какой-то миссией? Сейчас, нет, давай на этом остановимся. Я настаиваю. Потому что как это с какой-то миссией они приходят? Они приходят, потому что стоять с гитарой на сцене клево, и все девочки – они очень тогда благорасположены к тебе. Вот они зачем приходят. Разве нет? Вот она, миссия.
О.ЧУБЫКИН: Ну, не знаю. В песнях должен быть какой-то смысл, какой-то посыл. Песни же – это общение.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну как? «Мочалки, эй! Бегите все, скорей». Собственно, вот он, посыл, сформулированный 30 лет назад.
О.ЧУБЫКИН: Но я думаю, что это тонкая ирония. Нет, все-таки, у каждого артиста должен быть внутри какой-то стержень. Ну так а потом происходит такая вещь, что любой музыкант сталкивается с тем, что нужно идти на кулинарную программу и там, собственно говоря, повышать свой рейтинг узнаваемости.
А.ПЛЮЩЕВ: Не самый худший вариант. Не самый.
О.ЧУБЫКИН: (смется) И происходит разрыв шаблона у любого артиста. Потому что он, в общем-то, хотел нести добро. Поэтому шоу-бизнес – вещь такая, очень опасная. Я видел, ну, так как, опять же, занимаюсь саунд-продюсированием, много видел таких судеб, когда талантливые музыканты подписывали контракты и потом просто исчезали, погребенные этими контрактами, когда там их судьба решалась какими-то дядями с деньгами и что-то там не получалось первое время, и все, люди ломались. Поэтому я всегда старался быть независимым артистом. Ну, то есть я работал с какими-то монстрами шоу-бизнеса типа Леонида Бурлакова. Но даже с ним это, все-таки, было такое, достаточно равноправное партнерство. Ну, я не смог бы никогда по приказу, не знаю, надеть костюм с блестками. Мне кажется, это важно для артиста быть, все-таки, оставаться самим собой. Хотя, на первом этапе, конечно, нужна какая-то помощь.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну, мне кажется, знаешь, у многих и на лицах написано, что называется, и стиль их музыки говорит тоже об этом – о том, что нет, скорее всего, не, костюмчик с блестками – не-не-не. Да ну вот представь, надели мы на него, а он, вот: «Ну, нет-нет», а он вот это запел, затянул. Кому, собственно говоря, надо-то? Никому и не надо.
Поэтому, ну, мне кажется, люди сами дают понять, что они готовы стать Биланом. В хорошем смысле этого слова.
О.ЧУБЫКИН: Да, я понимаю, о чем ты говоришь. Ну да. Наверное, вот... Я помню, в 2005 году появилась такая группа «Братья Грим». Они, в принципе, мои друзья, и...
А.ПЛЮЩЕВ: Да. Они были у нас тоже с нами. Не ездили – они в «Аргентум» приходили, да.
О.ЧУБЫКИН: Почему я вспомнил? Меня просто поразило, насколько, как бы, мы в 90-е были такими, ну, ершистыми и любое предложение продюсера – это надо было 10 раз подумать. А тут ребята, просто другое поколение – они были изначально...
А.ПЛЮЩЕВ: Под продюсера заточены.
О.ЧУБЫКИН: Нет, они сами как бы, самостоятельные, музыкальные. Но, вот, внутренний конформизм в них был и, причем, он был естественным. То есть это не было плохо. Я даже в какой-то момент подумал: «Наверное, нам нужно было быть такими 10 лет назад». Ну, поколения меняются.
А.ПЛЮЩЕВ: С другой стороны, собственно, хотелось бы понять, а где же «Братья Грим» сейчас? Что с ними? Где они смотрят своего Кустурицу и так далее?
О.ЧУБЫКИН: Я думаю, что они ребята не без таланта. Деньги закончатся – они снова соберутся вместе и запишут хороший альбом.
А.ПЛЮЩЕВ: Еще пару хитов, да. Сбацать пару старых хитов, действительно. Не сомневаюсь. Но мне кажется, что называется, проектное мышление, которое было очень популярно в музыкальной среде несколько лет назад, буквально прям один за другим появлялись такие проекты, которые, вроде бы, выстреливали и потом как-то вот...
О.ЧУБЫКИН: Ну, тут большую роль сыграла «Фабрика звезд», в принципе, как бы такая школа конформизма и для музыкантов, и вообще для молодежи.
А.ПЛЮЩЕВ: Слушай, очень здорово ты охарактеризовал сейчас. Не, серьезно, кроме шуток.
О.ЧУБЫКИН: 2 курса Журфака. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Я же говорю, мог бы пропасть, и, все-таки, нет, молодец человек, не пропал. Мог бы стать журналистом.
О.ЧУБЫКИН: Однажды мама меня спросила: «Олег, почему ты бросил университет?» Я сказал: «Мама, я хочу, чтобы про меня писали».
А.ПЛЮЩЕВ: Слушай, для меня сегодня школа жизни просто. Потому что я все время думаю, почему про меня не пишут, ну, или там не говорят по радио? Я, дурак сам про всех говорю. Боже мой! Надо что-то менять. Ну вот. Да, отлично. Продолжи, пожалуйста, мысль свою про школу конформизма в виде «Фабрики звезд».
О.ЧУБЫКИН: Ну, мне кажется, тут все очевидно. Это, в принципе, проект Первого канала, который был призван показать детям, подросткам модель поведения. Ведь, там, как бы, суть самого проекта была в чем? В том, что приходит молодой человек, из него начинают лепить что-то, обламывать ему рога. И потом вперед, с песней в предвыборный тур. Все очевидно. Вот мы сейчас и живем, в принципе, в таком, на выжженной земле.
А.ПЛЮЩЕВ: Так, сейчас. Как раз у тебя спрашивают про «Братьев Грим», про Леру Масскву. «Попали на радио в 2005 году вместе с ними. Поддерживаете ли отношения?» Нормально. Хороший вопрос: попали на радио и поддерживаете ли отношения.
О.ЧУБЫКИН: Ну, недавно Лера Массква и Паша Чехов были у меня в гостях. Поддерживаем. А, и Костя Грим был, кстати. У нас была Суши-party. Да, мне повезло с музыкантами, с которыми я работал. Обычно мы становимся друзьями, и... Ну, тут важно просто. Если ты записываешь кому-то пластинку, помогаешь писать, то важно найти, как бы, какие-то общие точки соприкосновения, и должны быть и вкусы музыкальные общие, там, какие-то темы вокруг всего этого. Так что я стараюсь дружить со своими бывшими клиентами.
А.ПЛЮЩЕВ: «О чем сейчас петь? – спрашивает Михаил. – Какие темы нужно затрагивать в песнях?» Хороший вопрос тоже.
О.ЧУБЫКИН: Ну, я не знаю. Ну, какие-то есть вечные ценности. Не знаю. Мне трудно об этом говорить. Для меня песни – они как-то сами собой происходят. Это вещь, все-таки, интуитивная. Невозможно себе, как бы, сказать «Вот, надо написать песню об этом» или, там, у меня контракт с record-компанией, надо к четвергу альбом. Не знаю. Это область того, что нельзя сформулировать. Это интуитивная вещь.
А.ПЛЮЩЕВ: Давай еще послушаем композицию с твоего нового альбома.
О.ЧУБЫКИН: Ну, давайте, вот, песня №6, «Sometime».
А.ПЛЮЩЕВ: Так, секундочку. В поезде не так просто.
О.ЧУБЫКИН: Опять же, хотел похвастаться: на эту песню я нарисовал клип карандашом. На моем сайте можно его посмотреть.
А.ПЛЮЩЕВ: Ну скажи, какой сайт-то?
О.ЧУБЫКИН: сайт chubykin.ru – заходите, там есть коллекция видеоклипов.
А.ПЛЮЩЕВ: Среди них и «Sometime».
(звучит песня)
А.ПЛЮЩЕВ: С Олегом Чубыкиным мы продолжаем поездку. Неожиданно закончилась песня, а мы тут, понимаешь, воспоминаниям предались. Дарья задает программный вопрос, на который я не знаю, успеем ли мы за оставшиеся 5 минут ответить.
О.ЧУБЫКИН: «За кого будете голосовать в 2012 году?»
А.ПЛЮЩЕВ: Нет-нет, что ты! Да. Ну, во-первых, тебе, конечно же, пишут, что чистый Макар. Я соглашусь. Ты знаешь, я когда, вот, слышу песни, многие песни по радио – не в смысле твои (ну, наверное, и твои тоже), не важно – я все время говорю, мысленно произношу: «Что бы мы делали, если бы не было Beatles?» Что бы произошло, если бы не было Beatles?
О.ЧУБЫКИН: СССР бы не распался.
А.ПЛЮЩЕВ: Да? Ты уверен?
О.ЧУБЫКИН: Это точно. Тут Горбачев не причем. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Это в политическом смысле. А с тобой что?
О.ЧУБЫКИН: Ну так это значит, и жизнь была бы другая. Не знаю. Наверное, я бы работал на заводе, собирал бы бомбы и вертолеты.
А.ПЛЮЩЕВ: (смеется) Если бы ты, все-таки, стал музыкантом. Вот, это же влияние, да? И очень мощное. Ну, согласимся, песня «Sometime» - это мощное влияние, чего уж там?
О.ЧУБЫКИН: Ну да. Это стул, на котором все музыканты сидят, в общем-то. Потому что, ну, это как Пушкин для русскоязычного человека. Не знаю. Тут в области догадок. Это риторический вопрос.
А.ПЛЮЩЕВ: Это не был программный вопрос, нет, это просто тебе кинули так. А Дарья спрашивает (возвращусь к ней): «Как вы считаете, музыка имеет право быть агрессивной?» Это хороший вопрос для Олега Чубыкина, у которого, естественно, вся музыка построена на скрытой агрессии. Вы ее, может быть, не видите, не слышите. Ну, просто еще не настолько тонко настроились. Там полно агрессии – просто зубовный скрежет стоит.
О.ЧУБЫКИН: Но вообще музыка – отражение человека, и я, в принципе, такой, симпатичный, меланхоличный. Конечно, любая эмоция – она может быть выражена в музыке. Не знаю. Мне просто, откровенно говоря, тяжелая музыка скучна. И я, конечно, из 90-х годов, кроме Beatles у меня большой пласт моего студенческого времени (это гранж и так далее), но не это главное, не насколько тяжелая гитара и барабаны. В песне должна быть идея. Для меня кроме смысла песни важна еще музыкальная идея, там, наличие мелодии, какое-то новаторство в аранжировке. Поэтому тяжелый, не тяжелый – это не важно.
А.ПЛЮЩЕВ: То есть подожди, получается, что каждый музыкант, с твоей точки зрения, он пишет как минимум для двух категорий, работает как минимум для двух категорий. Есть для публики, которая ни черта же не различит новаторство в аранжировке и еще все, что ты...
О.ЧУБЫКИН: Нет, но подсознательно люди все равно какие-то вещи чувствуют.
А.ПЛЮЩЕВ: Да?
О.ЧУБЫКИН: Конечно.
А.ПЛЮЩЕВ: Как собачки, которые реагируют на музыку тоже?
О.ЧУБЫКИН: Черт его знает. Я в детстве, когда услышал, например, песню Стиви Уандера по телевизору, я обалдел. Хоть я не понимал, как это работает, но чувствовал внутри, что это очень новаторское что-то в музыкальном смысле. Или те же самые Beatles. Ведь, это было время, там, конец 80-х, когда мои сверстники слушали «Modern Talking». Я, в принципе, был, ну, как бы, в классе, в школе белой вороной и слушал Beatles какой-то, что-то вообще совершенно анахронизм. Ну, что-то же резонировало в моем детском мозге?
А.ПЛЮЩЕВ: Вот! Но на других-то не действовало, понимаешь в чем дело? Я тебе о чем рассказываю сейчас? На других-то не действовало. А только на тех, кто потом стал музыкантом. Все нормально, все сходится.
О.ЧУБЫКИН: Ну, поэтому я до сих пор такой, особенный. (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Вот. Я и говорю, что каждый музыкант – он пишет немножко для профессионалов и немножко для публики. Правда, ведь?
О.ЧУБЫКИН: Конечно, каждый артист в каком-то смысле, да, должен быть и коммерсантом, но это должно быть дополнением, наверное, а не основой. Выкрутился, нет? (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Да, конечно. Конечно, потихоньку выкрутился. Ну что? Будем потихоньку прощаться. Сейчас нас должны выключить из Москвы, мне кажется. С Олегом Чубыкиным мы провели этот час. Спасибо большое, Олег. Было очень интересно.
О.ЧУБЫКИН: Спасибо, Саша, да.
А.ПЛЮЩЕВ: Да, спасибо всем, кто слал нам...
О.ЧУБЫКИН: Надо чаек попросить у проводницы.
А.ПЛЮЩЕВ: Это у нас традиционно после. А как же? И чаек, и все. И постель. Напоследок тебе, естественно... Не хотят тебя отпускать без хорошего пожелания на ночь: «Олег, сайт – отстой. На iPad'е не работает».
О.ЧУБЫКИН: (смеется)
А.ПЛЮЩЕВ: Вот. Все. Идите, Олег, и работайте.
Беседовал Александр Плющев
Интервью
- NN-today.ru, 2011
- Popmix.ru, 2011
- «Эхо Москвы», 2011
- «Бизнес-Арс» 2011
- VL.RU 2011
- «Разговорчики», 2008
- «Rolling Stone», 2006
- «Примафиша.ру», 2006
- Журнал «ОМ», 2005
- «Волжский комсомолец сегодня», 2004
- Журнал «Твой»,СПб, 2003
- Олег отвечает на вопросы фэнов, 2003
- «Домохозяйки в восторге», 2003
- Журнал «Дела», Владивосток, 2003
- «Вечерний Клуб», 2003
- «Антенна», Владивосток, 2002
- «Новости», Владивосток 2002